14 апреля успешно завершилась очная часть обучения специалистов в сфере закупок города Ростова Великого. Среди слушателей были как представители органа местного самоуправления, так и представители области культуры (театр Ростова Великого и духовой оркестр).
В ходе обучения слушатели обратили внимание на такой сложный процесс как централизация закупок. Действительно, построение системы закупок – это длительная процедура поиска оптимальной схемы взаимодействия и распределения полномочий между уполномоченным органом и заказчиками.
Старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Ольга Лобанова, проанализировав опыт реализации закупочного законодательства в этой области, подготовила для всех заказчиков некоторые практические выводы в отношении достоинств и недостатков системы централизации.
Сравнительная таблица «Централизованные закупки VS децентрализованные закупки»
Децентрализованные закупки |
Централизованные закупки |
Достоинства |
Достоинства |
1. Более быстрое (оперативное) удовлетворение потребности в тех или иных товарах, работах или услугах. Закупки осуществляются по мере необходимости в сроки, определяемым самим заказчиком. Таким образом, нет необходимости «подстраиваться» под режим закупок, осуществляемым уполномоченным органом по закупкам. | 1. Обеспечивается лучшее управление закупочной деятельностью за счет:
– сокращение административного дублирования функций при проведении закупок; – упрощается контроль и надзор за деятельностью специалистов по закупкам (принятие решения в одном месте, надзор и контроль только за одним закупочным центром) |
2. Гибкость в корректировке закупочной деятельности в случае изменений законодательства, условий и объема финансирования и т.п. | 2. Привлечение более квалифицированных специалистов к закупочному процессу. Например, комиссии по закупкам формируются из специалистов, которые специализируются исключительно на вопросах закупочной деятельности. Таки образом, за счет сокращения объема технических ошибок и нарушений, повышается качество проводимых процедур. |
3. Вовлечение в систему госзакупок некрупных поставщиков (физических лиц, индивидуальных предпринимателей и т.п.), что в дальнейшем обеспечивает занятость населения и собираемость налогов на местном уровне. | 3. Возможность достижения лучшего экономического эффекта по итогам закупки, за счет объединения нескольких однотипных закупок в одну процедуру. По таким контрактам участники могут предлагать более выгодные коммерческие предложения («скидка за опт»), например, за счет сокращения накладных, транспортных и иных расходов. |
Недостатки |
Недостатки |
1. Дублирование функциональных обязанностей при организации и проведении закупочных процедур. Например, у каждого заказчика закупочные специалисты совершают однотипные действия (разрабатывают процедурную документацию, размещают ее в ЕИС и т.п.) | 1. Бумажная «волокита». При взаимодействие с уполномоченным органом у заказчика увеличивается объем документооборота. Например, заявка на проведение электронного аукциона, сопроводительное письмо, ответ на запрос уполномоченного органа и т.п. |
2. Кадровое обеспечение:
– у каждого заказчика должна быть сформирована комиссия по осуществлению закупок, например, не менее 5-ти человек вне зависимости от штатной численности требования для проведения аукциона для всех едины. – отвлечение сотрудников от их основной деятельности. |
2. Необходимость планирования закупок с учетом «запаса времени» для направления информации (или согласования новых условий) в уполномоченный орган по закупкам. |
3. Дополнительные финансовые вложения (затраты):
– на оплату за расширение функциональных обязанностей или увеличение объема работ конкретных сотрудников заказчика; – на повышение квалификации, специалистов, задействованных в закупочном процессе. |
3. Повышение рисков обжалования закупки со стороны антимонопольных органов, в части создания условий, которые могут привести к ограничению конкуренции. |
4. Низкий уровень заинтересованности поставщиков на участие в малобюджетных закупках. При принятии решения о подаче заявки участники оценивают соотношение «цена закупки и затраты» (затраты поставщика, связанные с подготовкой и подачей заявки на участие в закупочной процедуре). | 4. Повышение степени монополизации того или иного рынка товаров (работ, услуг).
Крупные поставщики, постоянно участвуя в закупках, постепенно «выдавливают» некрупных игроков, и как следствие формирование неадекватной цены в виду доминирующего положения. |