Project Description
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
1. Наименование инновационного образовательного проекта организации-соискателя:
Комплексная организационно-методическая поддержка эффективного перехода организаций высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования на технологии смешанного обучения с использованием инновационных аналоговых форм и возможностей цифровой образовательной среды.
2. Направление инновационной деятельности:
Приоритетная область деятельности инновационного проекта: педагогическое образование, информатика, цифровизация (в соответствии с п. 1.2).
2.2. Тематика ИОП: Обеспечение комплексной поддержки перехода научно-педагогических и руководящих работников организаций высшего образования и соответствующих организаций дополнительного профессионального образования к смешанным формам обучения на основе эффективного использования цифровой образовательной среды.
3. Цель (цели) инновационного образовательного проекта:
Создание условий эффективной интеграции цифровых образовательных технологий онлайн и дистанционного обучения с аналоговыми формами обучения в системе высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования.
4. Задачи инновационного образовательного проекта:
4.1 Разработка базовых принципов и модели внедрения технологии смешанного обучения.
4.2 Организационно-методическое обеспечение внедрения технологии смешанного обучения в высшем образовании и дополнительном профессиональном образовании.
4.3 Консультационно-методическая поддержка процессов формирования индивидуальных траекторий профессионального развития научно-педагогических работников организаций высшего образования и соответствующих организаций дополнительного профессионального образования в области смешанного обучения.
4.4 Информационно-методическая поддержка непрерывного профессионального развития научно-педагогических и руководящих работников организаций высшего образования и соответствующих организаций дополнительного профессионального образования
4.5 Организация мониторинговых исследований эффективности применения технологии смешанного обучения».
5. Основные идеи инновационного образовательного проекта:
Цифровая трансформация экономики влечет за собой кардинальные изменения в образовательных технологиях и порождает необратимые процессы изменения всей системы образования. В системе высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования (ДПО) это отнюдь не только освоение преподавателями новых методов и инструментов онлайн и дистанционного обучения. Прежде всего, это новый взгляд на нормирование труда, формирование новых принципов оплаты, повышение значимости менеджмента качества в системах управления образовательными организациями, мониторинга и самооценки по ключевым показателям результативной и эффективной работы вуза или организации ДПО. Этот взгляд на процессы трансформации в системе высшего и дополнительного профессионального образования обусловил основные следующие идеи инновационного образовательного проекта.
1) Руководители организаций высшего образования и ДПО должны понимать важность создания условий для перехода к смешанному обучению, в т.ч.:
– изменение системы нормирования труда;
– формирование новых принципов оплаты;
– использование в системах управления образовательными организациями положений стандартов качественного менеджмента;
– мониторинга и самооценки по ключевым показателям результативной и эффективной работы вуза или организации ДПО.
В рамках инновационного образовательного проекта для руководителей образовательных организаций должны быть организованы разъяснения концепции, модели и основных задач смешанного обучения, обеспечено их мотивирование на создание условий для перехода к смешанному обучению.
6. Период реализации инновационного образовательного проекта: 5 лет
7. Обоснование актуальности выполнения инновационного образовательного проекта
7.1 Основание выбора тематикиВыбор тематики проекта основан на выводах аналитического доклада «Уроки «СТРЕСС-ТЕСТА» – вузы в условиях пандемии и после нее», подготовленного по итогам совещания Министра науки и высшего образования В.Н. Фалькова с ректорами ведущих вузов 15 марта 2020 г., и на основе анализа готовности системы высшего образования к ситуации пандемии, действий организаций высшего образования и регулятора для налаживания работы с использованием онлайн-форматов обучения, в том числе, в смешанных формах интеграции цифровых и аналоговых образовательных технологий.
Вынужденный переход на удаленную работу во время пандемии выявил негативные установки преподавателей вузов в отношении онлайн-форматов образования, связанные с проблемами роста трудоемкости, роста методической нагрузки и интенсивности учебной работы. Вместе с тем за время удаленной работы выросла доля преподавателей, которые видят в цифровых технологиях новые возможности для повышения доступности качественного образования. Следовательно, оперативная и массовая работа по устранению выявленных препятствий будет способствовать ускорению процессов эффективного использования цифровой образовательной среды, в том числе и при дальнейшем развитии и распространении смешанных форм обучения в высшем образовании, а также в дополнительном профессиональном образовании.
Актуальность проекта обусловлена быстро развивающимися процессами цифровой трансформации российской экономики и потребностью в обеспечении ее новыми высокопрофессиональными кадрами, которая повлекла за собой кардинальные изменения в системе высшего образования, связанные с неэффективностью возврата к традиционным аналоговым формам образования. Причем на современном этапе цифровой трансформации руководящим работникам организаций высшего образования и организаций дополнительного образования необходимо наряду с новыми образовательными технологиями использовать надежные и современные инструменты комплексной организационной, мотивационной и методической поддержки перехода научно-педагогических работников к смешанным формам обучения на основе эффективного использования цифровой образовательной среды. 7.2 Новизна, инновационность предлагаемых решений:
– системный подход к решению проблемы внедрения смешанных технологий обучения;
– расширение возможностей развития сетевых форм подготовки, профессиональной переподготовки и(или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования, за счёт отбора и распространения лучших практик использования смешанного обучения в сфере высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования;
– формирование (совершенствование) заявленных компетенций непосредственно в режиме смешанного обучения в течение всего инновационного проекта, что соответствует принципу «обучение в деятельности»;
– освоение инновационно-проектной технологии применительно к реализации программ ДПО и ОПОП ВО;
– активное развитие надпрофессиональных компетенций обучающихся в процессе реализации инновационного проекта, включая лидерское поведение, командную работу, эффективные коммуникации и технологии нетворкинга (networking).
8. Область практического использования и применения результата(-ов) инновационного образовательного проекта организации-соискателя с указанием целевой аудитории
Результаты инновационного образовательного проекта | Область практического использования | Целевая аудитория |
Базовые принципы и модель внедрения технологии смешанного обучения в практику высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования. | Обеспечение системы высшего образования и ДПО практическими инструментами комплексной организационной, мотивационной и методической поддержки перехода научно-педагогических и руководящих работников организаций высшего образования и соответствующих организаций дополнительного профессионального образования к смешанным формам обучения на основе эффективного использования цифровой образовательной среды | 1. Руководство ОО высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования;
2. Структурные подразделения ДПО, отвечающие за подготовку, профессиональную переподготовку и(или) повышения квалификации кадров ОО высшего образования; 2. Работники сферы высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования, участвующие в разработке и реализации образовательных программ ВО и ДПО, разработанных на основе технологии смешанного обучения. |
Организационно-методическое обеспечение внедрения технологии смешанного обучения в высшем образовании и дополнительном профессиональном образовании. | ||
Консультационно-методическая поддержка процессов формирования индивидуальных траекторий профессионального развития научно-педагогических работников организаций высшего образования и соответствующих организаций дополнительного профессионального образования в области смешанного обучения | Индивидуализация процессов непрерывного профессионального развития научно-педагогических работников | Руководители и научно-педагогические работники высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования |
Информационно-методическая поддержка непрерывного профессионального развития научно-педагогических и руководящих работников организаций высшего образования и соответствующих организаций дополнительного профессионального образования | Подготовка научно-педагогических работников к применению технологий смешанного обучения на основе эффективного использования цифровой образовательной среды в сфере высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования | 1. Структурные подразделения ДПО
2. Научно-педагогические и руководящие работники высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования |
Организация мониторинговых исследований эффективности и проведение мероприятий по обмену опытом применения технологии смешанного обучения | Распространение лучших практик применения технологии смешанного обучения | 1. Научно-педагогические и руководящие работники организаций высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования
2. Структурные подразделения ДПО |
9. Материалы, презентующие инновационный образовательный проект организации-соискателя
9.1 Видеоролик о проекте
10.1 Нормативное правовое обеспечение при реализации инновационного образовательного проекта.
№ п/п | Наименование нормативного правового акта | Краткое обоснование применения нормативного правового акта в рамках реализации инновационного образовательного проекта организации-соискателя |
1. | Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (электронные образовательные и информационные ресурсы (статья 2, пункт 26; статья 18); дистанционные образовательные технологии (статья 13, часть 2; статья 16); электронное обучение (статья 13, часть 2; статья 16); электронная информационно-образовательная среда (статья 16, часть 3); цифровые (электронные) библиотеки (статья 18, часть 1); профессиональные базы данных (статья 18, часть 1); информационные справочные и поисковые системы (статья 18, часть 1); электронные учебные издания (статья 18, часть 1).) | Устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности ( в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), определяет правовое положение участников отношений в сфере образования (в том числе права и обязанности педагогов, требования к их профессиональным компетенциям). |
2. | Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» | Регулирует отношения, возникающие при:
1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; 2) применении информационных технологий; 3) обеспечении защиты информации. |
3. | Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» | Регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях. |
4. | Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 “О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы “ | Определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики |
5. | Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (цифровая образовательная среда) | Определяет национальные цели развития Российской Федерации на период до 2024 года.
Обозначает необходимость разработки национальных проектов (программ) в том числе по направлениям: образование и цифровая экономика |
6. | Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (в ред. от 14 августа 2019 г.); | Определяет основные направления развития образования РФ |
7. | Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» | Устанавливает порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, определяет правила организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. |
8. | Приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» | Определяет порядок применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности. |
9. | Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» | Устанавливает порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам организациями, осуществляющими образовательную деятельность. |
10. | Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 года № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления на нем информации» (в редакции приказа от 27 ноября 2017 г. N 1968) | Определяет структуру официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также формат предоставления на нем обязательной к размещению информации об образовательной организации. |
11. | Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 № 885/390 «О практической подготовке обучающихся» | Определяет порядок и правила организации практической подготовки обучающихся, утверждает форму договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы |
12. | Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательной программы» | Определяет порядок и правила организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательной программы, утверждает форму договора о сетевой форме реализации образовательных программ |
13. | Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 30.07.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность | Устанавливает правила зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях |
14. | Письмо от 21.04.2015 № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» (Приложение Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме). | Разъясняет вопросы реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме в условиях действующего законодательства. |
15. | ГОСТ 34.321-96 «Информационные системы» | Устанавливает эталонную модель управления данными. Эталонная модель определяет общую терминологию и понятия, относящиеся к данным информационных систем. |
16. | ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. | Устанавливает основные термины и определения понятий в области информационно-коммуникационных технологий в образовании. |
17. | ГОСТ Р 53620-2009 «Электронные образовательные ресурсы» | Устанавливает общие требования к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), широко используемым в информационно-образовательных средах: автоматизированные системы управления образовательными учреждениями всех уровней образования, системы управления обучением, образовательные порталы, хранилища ЭОР, электронные библиотеки и др. |
18. | Экспертные разъяснения по вопросам, возникающим в связи с использованием онлайн-курсов в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции (Минобрнауки России): Часть 1 (от 18.03.2020) Часть 2 (от 20.03.2020) | Разъясняет вопросы реализации онлайн-курсов в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции. |
10.2 Организации-соисполнители инновационного образовательного проекта (организации-партнеры при реализации инновационного образовательного проекта)
№ п/п | Наименование организации – соисполнителя инновационного образовательного проекта (организации-партнера при реализации инновационного образовательного проекта) | Основные функции организации – соисполнителя инновационного образовательного проекта (организации-партнера при реализации инновационного образовательного проекта) |
1. | Некоммерческое партнерство «Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей» | – Информационная поддержка
– Освещение инновационного образовательного проекта на страницах журнала «Дополнительное профессиональное образование в стране и мире» – Участие в организации мероприятий по обмену лучшими практиками (конференций, дискуссий, опросов) |
2. | Европейский институт профессионального образования и обучения взрослых – Ассоциация ESEDA | – Методическая поддержка
– Участие в организации мероприятий |
3. | Некоммерческое партнерство «Ассоциация центров поддержки инвестиций в России» | – Методическая поддержка
– Участие в организации мероприятий |
11.2 ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ СОИСКАТЕЛЕМ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
1. Программа мероприятий в рамках реализации инновационного образовательного проекта организацией-соискателем.
№
п/п |
Мероприятие программы | Описание требований, предъявляемых к работам по реализации мероприятий (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики (при необходимости), спецификации и др.) | Основные результаты реализации мероприятий программы | Ожидаемые результаты инновационной деятельности |
2021 г. | ||||
1 . | Подготовка к внедрению смешанного обучения. Разработка рекомендаций по нормированию работ при проектировании дистанционных и онлайн-курсов и поддержке их практического использования | Исполнитель должен разработать рекомендации по нормированию работ при проектировании дистанционных и онлайн-курсов и поддержке их практического использования, которые должны быть направлены на оценку трудоемкости и объема методической нагрузки НПР, применяющих в учебном процессе цифровые ресурсы и практики.
Рекомендации должны включать: – актуальность проблемы, – практические примеры решения проблемы, нормирования работы НПР, – описание возможных форм учета трудозатрат. Разработанные рекомендации должны быть представлены в виде pdf-документа, оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2017 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» |
Разработан проект рекомендаций по
нормированию работ при проектировании дистанционных и онлайн-курсов и поддержке их практического использования |
Подготовка нормативной базы для создания условий развития смешанного обучения и обеспечения руководителей организаций высшего образования и ДПО необходимой поддержкой для формирования локальной нормативной базы, которая будет способствовать мотивированному включению НПР в процессы перехода на новые образовательные технологии и регламентировать новые организационные и экономические условия. |
2. | Подготовка к внедрению смешанного обучения.
Разработка рекомендаций по формированию системы поощрения и мотивации НПР, активно применяющих цифровые ресурсы и практики |
Рекомендации по формированию системы поощрения и мотивации НПР, активно применяющих цифровые ресурсы и практики, должны содержать набор методов и инструментов материального и нематериального стимулирования и их комплексного применения в рамках задач развития смешенного обучения в вузе.
Рекомендации должны включать: – актуальность проблемы, – описание набора методов и инструментов материального стимулирования, – описание набора методов и инструментов нематериального стимулирования, – принципы формирования комплексной системы поощрения и мотивации НПР для обеспечения развития смешенного обучения в вузе. Разработанные рекомендации должны быть представлены в виде pdf-документа, оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2017 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». Общий объем рекомендаций – не менее 1 п.л. |
Разработан проект рекомендаций по
формированию системы поощрения и мотивации НПР, активно применяющих цифровые ресурсы и практики |
|
3. | Подготовка к внедрению смешанного обучения.
Разработка рекомендаций по организации контроля качества удаленной работы. |
Рекомендации по организации контроля качества удаленной работы должны быть ориентированы на обеспечение при переходе к дистанционным и онлайн образовательным технологиям заданного уровня качества учебного процесса и образовательного результата в вузе.
Рекомендации должны включать: – основные понятия системы обеспечения качества образования, – особенности применения требований внутривузовской системы обеспечения качества при совмещении цифровых и аналоговых форм обучения, – принципы формирования комплексной системы мониторинга качества в вузе при использовании удаленной работы. Разработанные рекомендации должны быть представлены в виде pdf-документа, оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2017 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». Общий объем рекомендаций – не менее 1 п.л. |
Разработан проект рекомендаций по организации контроля качества удаленной работы | |
4. | Разработка и наполнение открытого онлайн-ресурса с постоянно действующим форумом | Информационный сервис должен содержать форум для обсуждения проблемных вопросов реализации смешанного обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса.
Информационный сервис должен быть размещен на сайте Исполнителя и наполнен информационными, организационными и методическими материалами, разработанными в рамках проекта. Информационный сервис должен иметь раздел дистанционного и онлайн-обучения с системой регистрации слушателей и отслеживанием их работы. Информационный сервис должен пополняться и обновляться по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. |
Организована информационно-методическая поддержка для НПР и АУП на разработанном информационном сервисе | Создана возможность открытого доступа заинтересованным организациям к организационно-методическому обеспечению смешанного образования, к участию в его формировании и обсуждении |
2022 г. | ||||
1. | Организационно-нормативное и методическое обеспечение смешанного обучения. Обсуждение комплекта рекомендаций по развитию смешанного обучения | Должно быть организовано обсуждение разработанных проектов документов не менее чем на двух интернет конференциях и на очной Всероссийской конференции.
По результатам обсуждения комплект рекомендаций должен быть доработан и представлен в Минобрнауки России на экспертизу. |
Комплект рекомендаций подготовлен к экспертизе Минобрнауки России | Формирование нормативной базы для развития смешанного обучения |
2. | Формирование мотивации к внедрению смешанного обучения. Ознакомление АУП вузов и организаций ДПО с методами и инструментами организационной поддержки массового мотивированного включения НПР в новые форматы и технологии дистанционной работы | Реализация данного этапа должна быть организована в формате ознакомительных вебинаров для управленческих команд вузов и организаций ДПО, направленных на представление и обсуждение разработанных на первом этапе комплекта рекомендаций. Для обеспечения максимального охвата участников должна быть проведена серия не менее чем из 8 вебинаров с распределением времени по часовым поясам.
Исполнитель должен предоставить возможность участия пользователей в проведении вебинаров в браузерах: Microsoft Internet Explorer 6.0., Mozilla Firefox, Google Chrome, Apple Safari, Яндекс Браузер с установленным плагином Adobe Flash Player или плагином WebRTC (только для IE). Должны быть подготовлены не менее 3 скриншотов экрана компьютера с перечнем подключенных участников для каждого вебинара в формате jpeg в разрешении не менее 1024х768. |
Проведена серия ознакомительных вебинаров для управленческих команд вузов по методам и инструментам организационной поддержки массового включения НПР в новые форматы и технологии дистанционной работы. | Формирование мотивации руководства и научно-педагогических работников ВО и ДПО к переходу на смешанное обучение на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса |
3. | Формирование базовых принципов внедрения смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. | Исполнитель должен сформировать базовые принципы для разработки подходов к запуску массового внедрения смешанных технологий обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. Принципы должны опираться на анализ имеющихся управленческих практик (не менее трех практик), зарекомендовавших себя во время вынужденного перехода на удаленную работу и исследований, проведенных в рамках Национального проекта Российской Федерации «Цифровая экономика» (не менее трех проектов).
Описание принципов должно быть представлено в форме аналитической записки. |
Сформированы и описаны базовые принципы массового внедрения смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. | Мероприятие закладывает основу для массового перехода на смешанное обучение на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса |
2023 г. | ||||
1. | Разработка подходов к запуску массового повышения квалификации НПР и АУП вузов, направленных на внедрение смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. | Исполнитель должен разработать и дать краткую характеристику подходов к запуску массового внедрения смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. Подходы должны быть сформулированы как набор вариативных алгоритмов, опирающихся на базовые принципы внедрения смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса, и представлять собой индивидуализированные проекты, создаваемые в процессе повышения квалификации НПР и АУП вузов. Проекты должны быть ориентированы на конкретные задачи развития вузов.
Исполнитель, опираясь на анализ возможных сценариев, должен дать обоснование индивидуализации проектов внедрения смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. |
Разработанные подходы к запуску массового внедрения смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. | Создание основы для организации активного обмена опытом и распространения лучших практик использования смешанного обучения в ВО и ДПО. |
2. | Разработка программы апробации подходов к запуску массового повышения квалификации НПР и АУП вузов, направленных на внедрение смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. | На основе разработанных подходов к запуску массового внедрения смешанных форм обучения должна быть разработана вариативная программа повышения квалификации НПР и АУП вузов. Программа должна включать дистанционные модули с возможностью выбора индивидуальной образовательной траектории участниками обучения, онлайн-семинары и проектный модуль, выполняемый в микро группах и направленный на разработку индивидуального проекта для своего вуза по внедрению смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса.
Программа повышения квалификации НПР и АУП вузов должна быть организована в форме образовательного проекта с общей трудоемкостью не менее 48 академических часов и должна завершаться защитой проектов микро групп перед комиссией, включающей представителя руководства соответствующего вуза. По итогам обучения при успешном выполнении требований программы участники должны иметь возможность получить удостоверения о повышении квалификации установленного образца. |
Вариативная программа повышения квалификации НПР и АУП, ориентированная на подготовку индивидуальных проектов по внедрению смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса для конкретных вузов-участников. | Создание системы открытых онлайн-курсов для формирования (совершенствования) у НПР вузов и организаций ДПО компетенций по разработке и внедрению в практику технологий смешанного обучения с использованием инновационных аналоговых форм и возможностей цифровой образовательной среды. |
3. | Апробация подходов к запуску внедрения смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. | Для апробации подходов к запуску внедрения смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса должно быть проведено обучение по разработанной вариативной программе повышения квалификации проектных команд из числа НПР и АУП не менее чем 5 вузов различной отраслевой направленности из различных субъектов Российской Федерации. Для поддержки обучения должен использоваться информационный сервис. Выполненные по итогам обучения проекты должны быть проанализированы итоговой аттестационной комиссией и лучшие из них представлены как результаты этапа апробации на информационном сервисе.
По результатам апробации должны быть внесены в программу корректировки и улучшения, сформулированы рекомендации по запуску массового повышения квалификации НПР и АУП вузов, направленных на внедрение смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. |
Проведена апробация подходов к запуску массового внедрения смешанных форм обучения посредством обучения НПР и АУП по вариативной программе повышения квалификации не менее чем в 5 вузах различной отраслевой направленности | Формирование опыта организации активного обмена опытом и распространения лучших практик использования смешанного обучения в ВО и ДПО и анализ эффективности разработанных подходов к запуску массового повышения квалификации НПР и АУП вузов |
2024 г. | ||||
1. | Запуск массового внедрения смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса | Для запуска массового внедрения смешанных форм обучения Исполнителем должна быть организована подготовка НПР и АУП вузов и организаций ДПО по разработанной вариативной программе повышения квалификации проектных команд и обеспечена поддержка учебного процесса на информационном сервисе. В обучении должны принять участие представители ВО и ДПО не менее чем из 20 субъектов Российской Федерации.
Создаваемые в процессе повышения квалификации НПР и АУП вузов индивидуальные проекты должны быть ориентированы на конкретные задачи развития вузов и организаций ДПО. |
Проведено обучение НПР и АУП вузов и организаций ДПО по вариативной программе повышения квалификации, в результате которого разработаны индивидуальные проекты развития организаций в части применения смешанного обучения | Организация активного обмена опытом и распространение лучших практик использования смешанного обучения в ВО и ДПО в субъектах Российской Федерации |
2. | Разработка инструментария для проведения мониторинговых исследований эффективности применения технологии смешанного обучения | Должны быть разработаны анкеты для выявления эффективности применения технологии смешанного обучения в организациях высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования. Для оценки эффективности применения технологии смешанного обучения должны быть разработаны не менее 3 критериев. Разработку критериев должна осуществить экспертная группа, состоящая не менее чем из трех специалистов в области качества образования.
Для проведения исследования должно быть разработано программное обеспечение, позволяющее проводить онлайн-опросы. Обработка результатов опросов должна быть автоматизирована. |
Подготовлен инструментарий для проведения мониторинговых исследований эффективности применения технологии смешанного обучения | Создание методического обеспечения для развития в организациях внутреннего мониторинга и самооценки по внутренним ключевым показателям результативной и эффективной работы. |
2025 г. | ||||
1. | Запуск массового внедрения смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса | Для запуска массового внедрения смешанных форм обучения Исполнителем должна быть организована подготовка НПР и АУП вузов и организаций ДПО по разработанной вариативной программе повышения квалификации проектных команд и обеспечена поддержка учебного процесса на информационном сервисе. В обучении должны принять участие представители ВО и ДПО не менее чем из 25 субъектов Российской Федерации.
Создаваемые в процессе повышения квалификации НПР и АУП вузов индивидуальные проекты должны быть ориентированы на конкретные задачи развития вузов и организаций ДПО. |
Проведено обучение НПР и АУП вузов и организаций ДПО по вариативной программе повышения квалификации, по итогам которого разработаны индивидуальные проекты развития организаций в части применения смешанного обучения | Организация активного обмена опытом и распространение лучших практик использования смешанного обучения в ВО и ДПО в субъектах Российской Федерации |
2. | Проведение мониторинговых исследований эффективности применения технологии смешанного обучения | Для проведения мониторинговых исследований эффективности применения технологии смешанного обучения Исполнитель должен сформировать выборку не менее чем из 50 вузов и организаций ДПО. Информирование о мониторинге и применяемых инструментах должно быть организовано не позднее чем за две недели до начала исследования через информационный сервис, а также посредством рассылки писем по электронной почте.
Обработка результатов опроса должна быть проведена в течение месяца после завершения исследования. Результаты мониторинга Исполнитель должен представить в Минобрнауки России и опубликовать в открытых источниках. |
Подготовлен анализ готовности системы высшего и дополнительного профессионального образования к эффективному использованию смешанного обучения | Распространение идей выстраивания систем качественного управления образовательными организациями с опорой на лучшие мировые практики, европейские модели качества образования и международные стандарты менеджмента ISO. |
2. Календарный план реализации мероприятий в рамках инновационного образовательного проекта организацией-соискателем.
Год реализации | Мероприятия | Срок(период) выполнения |
2021 | Подготовка к внедрению смешанного обучения. Разработка рекомендаций по нормированию работ при проектировании дистанционных и онлайн-курсов и поддержке их практического использования | 3 месяца |
Подготовка к внедрению смешанного обучения. Разработка рекомендаций по формированию системы поощрения и мотивации НПР, активно применяющих цифровые ресурсы и практики. | 3 месяца | |
Подготовка к внедрению смешанного обучения.
Разработка рекомендаций по организации контроля качества удаленной работы. |
3 месяца | |
Разработка и наполнение открытого онлайн-ресурса с постоянно действующим форумом | 3 месяца | |
2022 | Организационно-нормативное и методическое обеспечение смешанного обучения. Обсуждение комплекта рекомендаций по развитию смешанного обучения | 3 месяца |
Формирование мотивации к внедрению смешанного обучения. Ознакомление АУП вузов и организаций ДПО с методами и инструментами организационной поддержки массового мотивированного включения НПР в новые форматы и технологии дистанционной работы | 6 месяцев | |
Формирование базовых принципов внедрения смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. | 3 месяца | |
2023 | Разработка подходов к запуску массового повышения квалификации НПР и АУП вузов, направленных на внедрение смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. | 3 месяца |
Разработка программы апробации подходов к запуску массового повышения квалификации НПР и АУП вузов, направленных на внедрение смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. | 2 месяца | |
Апробация подходов к запуску внедрения смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. | 7 месяцев | |
2024 | Запуск массового внедрения смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса | 8 месяцев |
Разработка инструментария для проведения мониторинговых исследований эффективности применения технологии смешанного обучения | 4 месяца | |
2025 | Запуск массового внедрения смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса | 8 месяцев |
Проведение мониторинговых исследований эффективности применения технологии смешанного обучения | 4 месяца |
3. Способы апробации и распространения результатов инновационного образовательного проекта (при необходимости).
В инновационном образовательном проекте предусмотрена апробация разработанных подходов к запуску массового повышения квалификации НПР и АУП вузов, направленных на внедрение смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. Апробация проводится посредством обучения по вариативной программе повышения квалификации, включающей дистанционные модули с возможностью выбора индивидуальной образовательной траектории участниками обучения, онлайн-семинары и проектный модуль, выполняемый в микро группах и направленный на разработку индивидуального проекта для своей организации.
Распространение результатов инновационного образовательного проекта планируется путем формирования мотивации у НПР и АУП вузов и организаций ДПО к внедрению смешанного обучения, ознакомления руководителей организаций с методами и инструментами организационной поддержки массового мотивированного включения НПР в новые форматы и технологии дистанционной работы и внедрения в ходе реализации образовательной программы базовых принципов смешанного обучения.
4. Механизмы внутренней оценки эффективности (мониторинг качества реализации) инновационного образовательного проекта организацией-соискателем.
Для мониторинга качества реализации инновационного образовательного проекта будут применяться внутренние аудиты, оценка результативности процессов, описанных в системе менеджмента качества (СМК) Академии Пастухова. Управление проектом строится на принципах проектного менеджмента, который предусматривает управление по целям с развертыванием их по этапам и уровням проекта, осуществление контроля результатов каждого этапа, выполнения календарного плана мероприятий проекта для подведения промежуточных итогов и принятия своевременных необходимых корректирующих действий, а также оценкой рисков и возможностей в проекте.
5. Возможные риски при реализации инновационного образовательного проекта и предложения организации-соискателя по способам их преодоления.
При реализации проекта возможно появление рисков, обусловленных следующими факторами:
1) недостаточное понимание руководством образовательных организаций несоответствия трудозатрат персонала (НПР, методистов и др.) при смешанном обучении действующей системе оплаты труда и важности их стимулирования;
2) недостаточное владение научно-педагогическими работниками навыками работы в цифровой образовательной среде и нежелание осваивать новые инструменты;
3) несоответствие кадровой структуры новым задачам;
4) отсутствие практики формирования индивидуальных образовательных траекторий, являющихся основой смешанного обучения.
По риск-факторам низкого уровня мероприятия не разрабатывались, т.к. последствия от их возникновения для проекта незначительны. Риск-факторы с высоким и средним уровнем, а также меры по их снижению приведены в таблице:
№ | Риск-факторы | Уровень влияния | Мероприятия по воздействию на риски |
1 | Недостаточное понимание руководством образовательных организаций несоответствия трудозатрат персонала (НПР, методистов и др.) при смешанном обучении действующей системе оплаты труда и важности их стимулирования | Высокий | 1) Разъяснение взаимосвязи мотивации НПР и результативности смешанного обучения
2) Осуществление нормативной и организационной поддержки смешанного обучения со стороны регулятора |
2 | Недостаточное владение научно-педагогическими работниками навыками работы в цифровой образовательной среде и нежелание осваивать новые инструменты | Средний | 1) Формирование системы мотивации НПР в вузах и организациях ДПО
2) Планирование повышения квалификации по ИКТ-компетенциям |
3 | Несоответствие кадровой структуры новым задачам | Средний | 1) Приведение организационной структуры (функционала) в соответствие с новыми видами деятельности (процессами) |
4 | Отсутствие практики формирования индивидуальных образовательных траекторий, являющихся основой смешанного обучения | Высокий | 1) Формирование у НПР и учебно-вспомогательного персонала практических навыков активного использования цифровой образовательной среды в процессе проектирования и реализации образовательных программ |
6. Практическая значимость инновационных решений в рамках реализации инновационного образовательного проекта.
Обеспечение системы высшего образования и ДПО практическими инструментами комплексной организационной, мотивационной и методической поддержки перехода к смешанным формам обучения позволят создать условия эффективной интеграции инновационных аналоговых форм и возможностей цифровой образовательной среды.
Самостоятельное практическое значение будут иметь рекомендации по разработке локальных нормативных актов:
– по нормированию работ в области проектирования дистанционных и онлайн-курсов,
– поощрению, мотивации и поддержке научно-педагогических работников, активно применяющих цифровые ресурсы и практики,
– внедрению систем менеджмента качества, формированию системы мониторинга смешанного обучения и контроля качества удаленной работы.
7. Ожидаемые внешние эффекты от реализации инновационного образовательного проекта.
Повышение доступности качественного образования и ускорение процессов эффективного использования цифровой образовательной среды, в том числе и при дальнейшем развитии и распространении смешанных форм обучения в высшем образовании и соответствующем дополнительном профессиональном образовании.
8. Перспективы развития проекта после завершения срока реализации.
Организация обучения проектных команд вузов и ДПО с целью распространения лучших практик применения технологии смешанного обучения на основе эффективного использования цифровой образовательной среды с учетом быстроразвивающихся процессов цифровой трансформации российской экономики и потребностью в обеспечении ее новыми высокопрофессиональными кадрами.
9. Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного образовательного проекта, включая предложения по внесению изменений в законодательство (при необходимости).
Использование практических инструментов комплексной организационной, мотивационной и методической поддержки перехода к смешанным формам обучения с учетом актуальных требований современной экономики для массового включения в новые форматы и технологии дистанционной работы научно-педагогических и руководящих работников организаций высшего образования и соответствующих организаций ДПО. Это потребует разработки новых и внесения изменений в ряд действующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, Минобрнауки России, Рособрнадзора, регламентирующих нормативы финансирования и границы ответственности руководителей образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, оценку качества образования, признание результатов неформального образования.
Общие требования | Предложения организации-соискателя |
Размещение информации о результатах реализации инновационного образовательного проекта в ИС ФИП и (или) на прочих сайтах образовательных организаций в сети Интернет, включая размещение информации об участии в работе методических сетей орrанизаций7 (при наличии) – (количественные показатели) | Для размещения информации о результатах реализации инновационного образовательного проекта, нормативного, организационного и методического его обеспечения в ИС ФИП будет создан специальный информационный ресурс. На данном ресурсе будет располагаться раздел для обучения персонала образовательных организаций, обмена лучшими практиками, консультационной поддержки.
Информации о результатах реализации инновационного образовательного проекта будет размещаться также и на сайтах партнеров Академии Пастухова, на сайтах образовательных организаций, использующих результаты проекта. |
Презентация опыта деятельности ФИП (не менее одной презентации) и (или) выступление на все российских, межрегиональных мероприятиях (не менее ОДНОГО выступления) – (количественные показатели) | Предполагаются ежегодные презентации опыта деятельности ФИП не менее чем на одной практической конференции или Всероссийском совещании |
Краткое описание модели и практики осуществления ФИП инновационной деятельности для формирования годового отчета о деятельности общей сети ФИП
в 2020 году |
Описание модели и практики осуществления ФИП инновационной деятельности выполняется в формате аналитической записки, подписываемой руководителем организации, которая содержит анализ выполнения годовых целей ФИП (оценку результативности работы) и характеристику показателей внутреннего мониторинга и самооценки |
Проекты рекомендаций: